Мы рассмотрели лучшие фэнтези, фильм про супергероев и мультфильм «Город героев», которые признаны победителями в соответствующих номинациях фантастических фильмов прошлого года (начало статьи). Журнал «Мир фантастики» также определил лучшую боевую фантастику в кино, сериал, экранизацию, разочарование фантастического 2014 года. Об этом речь пойдет в окончании статьи.
Боевая фантастика года
ГРАНЬ БУДУЩЕГО
Экранизация романа Хироси Сакурадзаки казалась «тёмной лошадкой», но получилась очень удачной. «Грань будущего» — не «День сурка» с пулемётами, а нечто большее — история о человеке, по сути оказавшемся в положении героя игры. На основе этой интересной концепции Даг Лайман сделал увлекательный боевик, битвы в котором явно сняты под впечатлением от «Спасения рядового Райана».
«Грань будущего» — это «Тихоокеанский рубеж» 2014 года, менее зрелищный, но более умный. И ещё более недооценённый западным зрителем. Картина не окупилась, и решится ли кто-то ещё в ближайшие годы снять НФ-боевик «с мозгами» — не факт. Выжимать деньги из раскрученных франшиз типа «Год- зиллы» и «Трансформеров» куда выгоднее.
Продолжение года
ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ДРУГАЯ ВОЙНА
Второй год подряд лучший сиквел снимает Marvel, и это похоже на тенденцию. Студия умеет разнообразить свои работы. Если первый фильм о Капитане Америка был весёлой клюквой, то второй похож на шпионский боевик о суперагентах. Зло кроется внутри белой и пушистой организации Щ.И.Т., и герои не могут доверять даже старым товарищам. Капитан, привыкший переть напролом, вынужден убегать и прятаться. Таким мы его ещё не видели.
Кстати, по секрету: номинация должна была называться «Продолжение, римейк или перезапуск». Но оказалось, что достойных римейков и перезапусков почти нет. Исключение — «Планета обезьян», где блистает Энди Серкис, но и тут речь уже о второй части. Зато с сиквелами всё в порядке: новые «Люди Икс» возродили то, за что мы любили серию, а «Как приручить дракона 2» стал одним из лучших мультфильмов года.
Независимый фильм года
ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ
Номинацию мы ввели, прикинув, сколько малобюджетных и нестандартных фильмов на грани артхауса мы обозревали в 2014 году. Абсурдная, но стильная «Теорема Зеро», кафкианский «Двойник», философская драма «Побудь в моей шкуре», сюрреалистичный «Конгресс», антиутопии «Сквозь снег» и «Страховщик», скандальный гротеск «Трудно быть богом»... Все они были далеки от голливудских штампов и по-своему удивили.
Ну а лучший артхаус снял Джим Джармуш. Его утончённая, задумчивая драма нарушила все стереотипы о вампирском кино. И кто мог лучше сыграть древних мистических созданий, чем два выдающихся кинозлодея? Том Хиддлстон (марвеловский Локи) и Тильда Суинтон (Белая Колдунья из Нарнии) просто рождены для таких ролей.
Экранизация года
ПАТРУЛЬ ВРЕМЕНИ
Мы привыкли, что первоисточник — это гвоздь, на который режиссёр вешает свою картину. Тем более удивительный сюрприз преподнесли братья Майкл и Питер Спириги. Они сняли почти дословную экранизацию рассказа Роберта Хайнлайна о петлях времени и смене пола. От первоисточника братья отступили лишь в мелочах — добавили к и без того сложно закрученному сюжету детективную интригу. Эта среднебюджетная драма не смогла потягаться с сильнейшими НФ-картинами, но для поклонников Хайнлайна стала приятным подарком.
Русский фильм года
ВИЙ
Русское кино пребывает в глубоком подъёме. После затишья снова появились крупные проекты, которые заранее величают блокбастерами. Но и лучшие из них, такие как «Вычислитель», не выдерживают сравнения с западными. Не спасает и артхаус, творцы которого совершенно не думают о зрителях. Экранизация Стругацких от Алексея Германа оказалась трёхчасовой экскурсией по самым гадким закоулкам режиссёрского подсознания.
На этом фоне «Вий» Олега Степченко оказался на удивление... нормальным. Просто лёгкое приключенческое кино без претензии, довольно забавное и красивое. Даже вторичный сюжет (кто сказал «Сонная лощина»?) его почти не портит. «Вий» — тот редкий для последних лет случай, когда за русскую кинофантастику не стыдно.
Новый сезон старого сериала
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. 4 СЕЗОН
Нового сериала года в этот раз нет. Хотя нельзя сказать, что 2014 год был совсем неурожайным. Ближе к его концу герои комиксов хлынули на телеэкраны. Добрая половина интересных премьер осени была на эту тему: «Готэм», «Флэш», «Константин»... Увы, американское телевидение не учитывает цикл печати российских журналов. Сезоны новых сериалов от ОС на момент составления итогов не закончились, а давать премии за несколько первых серий — не наш метод. А из тех сериалов, что успели завершить первый сезон в 2014-м, ни один по-настоящему не «выстрелил». Ни мэшап-мистика «Страшные сказки», ни киберпанк «Почти человек», ни НФ о пришельцах «За гранью», ни даже марвеловские «Агенты Щ.И.Т.а» не стали таким событием, как в своё время «Игра престолов» или «Ходячие мертвецы». Новые сериалы оказались явно слабей старичков. Но раньше правила наших номинаций были строги: только новинки! С этого года мы создаём отдельную категорию для новых сезонов заслуженных сериалов-ветеранов.
Победителя выбрать оказалось нетрудно. Хотя новый «Доктор Кто» с Питером Капальди удался на славу, а «Легенда о Корре» подошла к финалу, они не могли потягаться с главной фэнтези-сагой телевидения. Четвёртый сезон «Игры престолов» подарил нам много нового — харизматичного Оберина Мартелла, суд над Тирионом, зрелищную битву за Чёрный Замок и, конечно, смерть самого ненавистного персонажа «Песни льда и пламени». Наконец-то в мире, где вечно гибли самые честные и справедливые, хоть кто-то получил по заслугам.
Разочарование года
ТРАНСФОРМЕРЫ: ЭРА ИСТРЕБЛЕНИЯ
Претенденты: Геракл: Начало легенды, Годзилла. Черепашки-ниндзя
В 2014 году кинокритики убедились в своём бессилии. Четвёртые «Трансформеры» получили рекордно низкие оценки, фильм называли тупым, затянутым, банальным, сюжет — бредом, актёрскую игру — отсутствующей... Это не помешало картине заработать миллиард. Похоже, Майклу Бэю придётся клепать ещё одну часть серии, которую стоило закончить уже на втором фильме.
На фоне этого космического разочарования меркнут все остальные. В «Годзилле» мало Годзиллы и логики? Черепашки-ниндзя читают рэп и служат фоном для Меган Фокс? «Геракл: Начало» подтвердил, что Ренни Харлин — один из худших режиссёров наших дней? Господи, какие мелочи!
Фильм года + Научно фантастический фильм года
ИНТЕРСТЕЛЛАР
Претенденты на Фильм года: Город героев, Грань будущего, Люди Икс: Дни минувшего будущего, Стражи галактики, Хоббит: Битва пяти воинств.
Претенденты на Научно фантастический фильм года: Грань будущего, Патруль времени, Сквозь снег.
Спорное решение? Конечно. Сильных картин в 2014 году вышло много, любой выбор — спорный. Мы предпочли картину Кристофера Нолана, потому что именно она стала главным событием для фантастики. И поэтому — редкий случай – награждаем её в двух номинациях.
«Интерстеллар» — самая научная кинофантастика за последние лет двадцать. Впервые нам показали, как должна выглядеть настоящая чёрная дыра. Впервые важную роль в сюжете играла теория относительности. Впервые при работе над спецэффектами использовались научные расчёты, работая над которыми, Кип Торн даже сделал пару открытий.
«Научный» не значит «стопроцентно достоверный», но даже ошибки и вольности «Интерстеллара» идут на пользу просвещению. В кои-то веки кино заставило гиков оторваться от комиксов и фэнтези и зарыться в учебники, выясняя, в чём именно Нолан не прав. Выходят объёмистые статьи (в том числе и в МФ) и книги, посвящённые научным и философским идеям «Интерстеллара». Спорный фильм, говорите? Если споры такие, это и впрямь фантастика года.
© «Мир фантастика»
Классные фильма, на самом деле
Только скачала книги целый сборник по фантастике боевой )
Это просто замечательно, что нашелся этот пост! =)
Прочитано, спасибо!))))
Спасибо, не снижайте темп )
В этом посте последний абзац противоречит первому. Шутка —
всё наоборот ))
Отлично получилось! Рада, что нашла О_о
Только где про второго челока как в прошлом посте? А?
Новый год и Рождество — лучшие праздники! (Это к пред. каменту =)
Прекрасные замечания