Автошины больше всего страдают от капризов погоды. Раскаленный на солнце асфальт, мокрая дорога, городская трасса, покрытая снежно-солевой кашей — все «требует» разных шин. Поэтому в первую очередь шину выбирают «по сезону». В глазах дилетанта летние и зимние шины ничем особенным не отличаются. На самом деле они такие же разные, как зима и лето.
К сожалению, авария может случиться на любой дороге. Но правильно подобранная «обувь» вашего автомобиля намного снижает риск в нее не попасть.
Летом ездить, безусловно, проще. Автомобиль движется или по сухому и теплому асфальту или по мокрой дороге. Резина для летних шин более твердая — она устойчивее к износу при высокой температуре. Но и летняя дорога тоже бывает разной. Одно дело — ехать после ливня по городской трассе, и, совсем другое — по разбитому пригородному шоссе. Поэтому для летней шины очень важно такое качество как аквапланирование (при большой скорости колесо не может вытолкнуть воду и между ним и дорогой остается слой воды). Эффект аквапланирования снижает симметричный рисунок протектора на летних шинах.
Зимняя езда — еще большее испытание для автомобиля и самого водителя. Снег на дорогах убирают по-разному: городские магистрали регулярно чистят и посыпают средствами против обледенения, на пригородных дорогах снежные завалы убирают редко. Или очень редко. Главный вопрос, возникающий при покупке зимних шин — шипованные или нешипованные.
Шипы повышают сцепление с дорогой: они в буквальном смысле «вцепляются» в обледеневшую дорогу. Если шины высокого качества, может быть почти незаметно, что под колесами лед. Но если вы живете в большом городе, и зимой можете попасть на очищенную дорогу с почти сухой поверхностью. А езда по чистому асфальту не для шипованной резины: шины изнашиваются гораздо скорее, к тому же неприятно шумят. Поэтому при покупке шины лучше еще раз прикинуть, сколько и по каким дорогам вы будете ездить зимой. Ведь управлять автомобилем на обледеневшей дороге очень рискованно, даже если за рулем опытный водитель. Может быть, лучше перестраховаться и поставить шипованные.
На современном рынке где ведется продажа шин есть и нешипованные зимние модели, шины с «резиновым шипом». На покрышке есть множество мелких нарезов, которые при езде схватывают все неровности, можно сказать, что шина «осваивает» дорогу. Тормозной путь этой шины на ледяной поверхности почти такой же, как и у шипованной. Но есть одна проблема — снижение устойчивости к аквапланированию. Правда, этот недостаток сводится к минимуму — действенно работающими водоотводными канавками; такие шины надежны при езде по мокрой дороге. За счет состава резины (в него входит натуральный каучук) шина не становится жесткой при низкой температуре воздуха.