Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

Японизм был модным в Париже в конце XIX века. Французские импрессионисты черпали вдохновение в искусстве Японии.

Но впоследствии и японцы творили под влиянием французов. Выставка в Бонне демонстрирует плодотворный творческий обмен.

Японские мотивы в европейском стиле

Двусторонние отношения между Японией и Францией нашли свое отражение в XIX веке и в изобразительном искусстве. Бывший как раз в моде японизм долгое время вдохновлял французских художников. Находясь во Франции, японские художники перенимали европейские мотивы и методы живописи и забирали их с собой домой, например, художник Икуносуке Сиратаки, чья картина «Занятия» (1898 год) изображена на фото выше.

На рубеже ХIХ и ХХ веков Париж был мировой культурной столицей. «Прорыв к модерну» на всех уровнях общества — промышленности, музыке и прежде всего искусстве — берет свое начало именно здесь. Молодые художники из разных стран отправлялись в Париж, чтобы изучать в тамошних академиях и художественных школах это наэлектризованное современное искусство. Кроме того, в конце XIX века в цветущей культурной столицы Европы прибывали также молодые, в основном очень образованные художники из Японии.

Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

Островное государство после 200 лет полной изоляции только с 1868 года начало осторожно открываться для западного мира. Во время просветительского правления молодого императора Муцухито страна получила современную конституцию, начался период индустриализации. Высокопоставленные политики и представители высших слоев японского общества путешествовали в Европу, чтобы «изучать» культуру и политические системы Запада.

С началом торговых отношений начался также импорт и экспорт искусства. Часть японских художественных коллекций этого периода можно увидеть на выставке живописи в Федеральном выставочном зале Бонна. В бывшей столице Германии коллекция презентуется вполне в стиле японского представления об искусстве — в ярких золотых рамах.

Художественная среда Франции повлияло на японских художников

Во Франции импрессионисты начали бунт против академической салонной живописи своим новейшим, натуралистическим подходом к творчеству. Художники взялись изыскивать более современные и свободные формы выражения и предпочитали отправляться со своими мольбертами и цветовой палитры на лоно природы, чтобы набраться там световых настроений и природных мотивов. Живопись, мазки и мотивы, все следовало освободить от устоявшихся правил и предписаний — это и есть «время рождения модерна». Так же и японские художники, которые в конце XIX века прибыли в Париж, чтобы получить образование, увлеклись новым художественным течением и перенимали новейшие на то время подходы в живописи.

Многие из выставленных в Бонне полотен показывают, как сильно тогдашние японские художники пытались приспособиться к импрессионизму своей игрой красок и стилем исполнения. Вернувшись в Японию, они меняли европейские мотивы, где часто можно было увидеть молодых привлекательных женщин, одетых в одежду западного стиля, на традицию японской национальной одежды. Зато европейские мастера были просто в восторге от законченных линий японского искусства.

Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

Картина «Мальчик с цветами», Мане, 1876 год

Моне, Ренуара и Ван Гога восторгали мотивы японского искусства

Традиционные гравюры на дереве высоко ценились западными коллекционерами и художниками. Такие художники, как Клод Моне, Пьер-Август Ренуар, а позже и Винсент ван Гог увлеклись дальневосточными мотивами и позицией сокращенных линий. Художники и скульпторы культурной метрополии Париж с интересом перенимали японский язык форм: море, волны как главный мотив, деревья, парки и украшенные ветви все сильнее просматривались во французской живописи. Чистое выражение чувств, импрессия природы, смогли войти и в европейское искусство.

Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

«Большая волна в Канагаве», гравюра японского художника Кацусики Хокусая считается одним из самых известных произведений японского искусства

Японские художники, в свою очередь, тоже вдохновлялись художественными подходами своих французских коллег. Полотна в стиле европейского пуантилизма, воплощенные нежными красками мотивы — это было новое в японском искусстве. Ранее художники предпочитали сильные контрасты, похожие на имеющиеся у гравюр на дереве.

Так же и коллекционеры — в основном, выходцы из кругов японских промышленных династий — отправлялись в Париж, чтобы приобрести в студиях и на художественных распродажах современную европейскую живопись.

Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)

Картина «Отдых под деревом», Курода Сэйки, 1898 год

Выставка с большой интригой освещает в художественно-историческом плане это двустороннее влияние европейского и японского искусства друг на друга. Фотографии этого периода дополняют полотна и гравюры, отражающие данную страницу истории искусства.

Меновая торговля: французские полотна на японские гравюры по дереву

Одним из первых коллекционеров искусства из Японии, который привез к своей стране импрессионистический живопись, был Тадаси Хаяси. В 1878 году он прибыл в Париж, потом как переводчик познакомился у одного японского торговца с произведениями искусства богемой французской живописи.

Хаяси считался знатоком японского искусства и быстро снискал себе во Франции репутацию толкового торговца товаром с высокой художественной ценностью. Известные мастера кисти, такие как Писсарро, Берта Моризо и Эдгар Дега, обменивали у него полотна на японские гравюры по дереву.

После 23 лет жизни во Франции Хаяси вернулся в Японию. Его багаж включал большую коллекцию европейских шедевров, которые составляют сейчас часть выставки в Бонне и впервые снова экспонируются в Европе. Мечта Хаяси того времени — создать музей для подобного западного искусства.

На сегодня в Токио существует «Национальный музей западного искусства», который считается одним из самых популярных музеев страны.
Благодаря страсти японских меценатов посетители могут открыть для себя 100 шедевров известных французских импрессионистов в совершенно новом художественно-историческом контексте. Только президент верфи корпорации Кавасаки, Коиро Мацуката, приобрел тогда в Париже более 2000 европейских произведений искусства — от пейзажей Гюстава Курбе до произведений постимпрессионистов — Жоржа Сера, Винсента ван Гога и других.

Выставка «Любовь Японии к импрессионизму. От Моне до Ренуара» продлится до 26 февраля 2016 в Федеральном выставочном зале в Бонне.

источник

Другие интересные записи

Один комментарий к «Любовь Японии к импрессионизму (выставка в Германии)»

Оставить комментарий